blog

Психолог Ангелина Демильханова: Ремиссия наркозависимых – это история про доверие и поддержку

Распространение наркомании во всем мире остается одной из наиболее острых проблем. Несмотря на обилие предупреждающей информации, нередко основанной на устрашающих и запретительных установках, пропаганду здорового образа жизни и активную борьбу с наркопреступностью, число употребляющих наркотики в мире, по данным ООН, достигает почти 300 млн человек. О том, почему мотивация и принуждение не работают, как наркозависимому поверить в себя и выйти в ремиссию, в интервью «ЖАШОО.media» рассказала Ангелина Демильханова, психолог, психотерапевт, руководитель обучающих программ Pro Platform.

Меньшее из двух зол

– Употребление наркотических средств издавна практиковалось в различных культурах. Как с течением времени менялись взгляды на проблему зависимости?

– Действительно, первые упоминания о наркотических средствах встречаются в китайских и вавилонских хрониках. Их использовали при проведении обрядов, применяли в медицинских целях для обезболивания. Вначале это были психоактивные вещества натурального происхождения – опиум, каннабис. В XX веке распространение получил «наркотик обеспеченных зависимых людей» – кокаин. Европейская элита, включая психиатров того времени, употребляла этот наркотик.

Ангелина Демильханова-2.jpg

– Достаточно вспомнить основателя психоанализа Зигмунда Фрейда, известного также своей любовью к кокаину…

– Да, Фрейд опытным путем пришел к пониманию, что вещество, которое поначалу давало прилив энергии, стало менять его личность и препятствовать продуктивной работе. Он поспешил завязать с ним и призвал других не употреблять кокаин. В 50-е годы наступила так называемая эпоха ЛСД – на этом опыте была построена вся трансперсональная психология. И в том же 20 столетии, то есть относительно недавно, появился диагноз «синдром зависимости», когда наркозависимых стали выявлять и лечить.

– Одним из переломных моментов в истории лечения пациентов с наркозависимостью принято считать применение метадоновой заместительной терапии, предложенной в рамках концепции снижения вреда. Насколько оправдан этот подход?

– Замена одного наркотика другим в корне не решает проблему наркозависимости. Однако несомненное преимущество заместительной терапии заключается в том, что метадон принимается контролируемо и под наблюдением врача. Эта методика применяется во многих странах и основывается на резком снижении рисков от сопутствующих заболеваний, передающихся через кровь. Метадон назначается в виде сиропа, что позволяет наркозависимому «слезть с иглы». Если из двух зол выбирать меньшее, это лучше уличных наркотиков, употребление которых приводит к распространению ВИЧ-инфекции и гепатита.

– В основу концепции снижения вреда также закладывался принцип толерантного отношения к наркопотребителям. Если человек не может прекратить потребление запрещенных веществ, это не повод его стигматизировать. Получилось ли снизить уровень дискриминации в отношении наркозависимых?

– По моим наблюдениям, нет. Одна из стратегий профилактики зависимого поведения заключается в устрашении. Обществу в различных формах пытаются донести: «Наркотики – это зло, это плохо». Попросите любого «нарисовать» портрет наркозависимого, и он расскажет вам об уголовнике, лежащем в подворотне с иголкой в руке. На самом деле, это не всегда так. Во-первых, наркотики и их воздействие на организм бывают разными, во-вторых, люди тоже разные. Зачастую непрофессионал даже не сможет понять, что перед ним человек, употребляющий наркотические средства.

Что говорить об обществе, когда и среди представителей нашей системы – психологов, психиатров, соцработников – есть те, кто отказывается работать с людьми с зависимостью. И не всегда по причине того, что у них недостаточно знаний. В целом, это вопрос о человеколюбии и гуманности. Мы лечим не техникой и инструментами, мы лечим отношением. И так получается, что одни смотрят и видят человека за этим злоупотреблением, а у других сознание зашорено стереотипами.

Ангелина Демильханова-3.jpg

Борьба длиною в жизнь

– В части противостояния мировому злу происходят какие-то подвижки? Как сегодня спасают наркозависимых?

– В мире есть множество программ лечения зависимостей, одна из самых известных «12 шагов». Работают крупные реабилитационные центры и частные кабинеты, причем с каждым годом их все больше и больше. Информационное поле насыщают документальными фильмами с исповедью наркозависимых, снимают социальные ролики. На государственном уровне проводится профилактика наркомании в подростковой среде, детей приобщают к занятиям спортом. Методов много.

– Что из этого наиболее эффективно?

– В наркологии принято говорить о низкой эффективности независимо от методов. Согласно исследованиям, эффективность ремиссии при аддикции ниже, чем при раке. Диагноз наркозависимости очень коварный. Если механизм зависимости сформирован, это на всю жизнь, потому что разрушение происходит не только на психологическом, но и на физиологическом уровне.

– Как веяния времени влияют на пристрастие к наркотическим средствам?

– Сегодня наблюдается сдвиг в сторону дизайнерских солей и синтетических психостимуляторов. Это, во-первых, обусловлено их ценовой доступностью, а, во-вторых, связано как раз с высокими темпами современной жизни. Стимулирующие средства заставляют мозг работать быстрее, делать несколько дел одновременно. В последние годы также наблюдается тенденция к полинаркомании – то, что вызывало эйфорию раньше, уже не впечатляет, и люди гонятся за новыми удовольствиями.

– Наркологи часто говорят о тяжелых и легких наркотиках, что иногда воспринимается буквально. Некоторые думают, что особого вреда они не несут, и в любой момент от них можно отказаться. А на самом деле?

– Любое психоактивное вещество изменяет состояние сознания и приводит к негативным последствиям. Марихуана, к примеру, тоже считается легким наркотиком и легализована во многих странах. Продукты каннабиса назначают при лечении мигрени. Но при этом его употребление может вызвать несколько видов гашишных психозов – это известный факт.

– Что приводит к формированию наркозависимости? Бывают случаи, когда один пробует и не становится наркоманом, а другой подсаживается уже после первого употребления.

– Здесь есть несколько факторов. Это и индивидуальные особенности организма, физиологические и психологические, и воспитание, и ближайшее окружение. К примеру, в психологическом плане все зависит от способности человека справляться с трудностями. Способен ли он сказать «нет» и остаться в этой реальности, однажды испытав состояние измененного сознания и получив от этого удовольствие? В подростковом возрасте, когда психика еще не устойчива, велико влияние окружения. В период взросления подростку важно быть частью группы, правила поведения в которой он принимает и копирует.

Ангелина Демильханова.jpg

Вера в себя и доверие окружения

– Можно ли лечить наркоманию принудительно, с помощью насильственных методов удержания для прохождения курса или отказа от очередной дозы?

– Это не работает, поскольку противоречит самой природе человека. Если мы чего-то не хотим, то нас невозможно заставить – в ответ на давление со стороны автоматически возникают защитная реакция и сопротивление. Поэтому чем естественнее будет процесс, тем эффективнее получится результат и быстрее наступит ремиссия.

– Как мотивировать человека на прохождение лечения?

– Никак. Мотивация – самый неустойчивый показатель для человека с зависимостью, переживающего большие эмоциональные перепады за очень короткий промежуток времени. В эту минуту он готов и хочет лечиться, а через 60 секунд уже нет. Любой специалист знает, что это неизбежная часть процесса. Если сейчас мотивация утеряна – хорошо, будем ждать следующего подъема. А вот для близких это может оказаться очень сложным испытанием, которое выдерживают не все. Когда наркозависимый возвращается к мысли о необходимости лечения, ему нужна поддержка. Но после ряда неудачных попыток ближайшее окружение не всегда способно ее дать, ведь лимит доверия исчерпан. Бывают случаи, когда пациенты приезжают на психотерапию в сопровождении друзей. Близкие родственники к тому моменту уже теряют всякую надежду.

– Значит, до тех пор, пока человек сам не поймет, что ему необходима помощь, помогать ему бесполезно?

– Даже самого желания пациента мало. Поэтому мы говорим о важности поддержки близких. На нее можно опереться и будет не так страшно столкнуться с психологическими последствиями, когда человек перестает употреблять, и организм реагирует на это повышением уровня тревоги. В таких случаях даже если первые попытки заканчиваются срывом, наркозависимый с каждым разом начинает все больше верить в себя. Пока не наступает момент, когда он говорит наркотикам «нет», преодолев боль отмены и психическую тягу.